Поиск Войти
Выбор региона
Краснодарский край

Лента новостей

Выступление председателя Совета судей Российской Федерации Момотова Виктора Викторовича на сессии Петербургского международного юридического форума «Судебная защита в пандемии» 11 апреля 2020 года

Выступление председателя Совета судей Российской Федерации Момотова Виктора Викторовича на сессии Петербургского международного юридического форума «Судебная защита в пандемии» 11 апреля 2020 года


 

Новая коронавирусная инфекция – COVID-19 – стала настоящим вызовом всему мировому сообществу. Очевидно, на сегодняшний день не осталось ни одной сферы общественной жизни, не затронутой последствиями распространения эпидемии и борьбы с ней. Именно в таких условиях происходит «проверка на прочность» всех государственных институтов, способности гражданского общества и государства проявить взаимное доверие и солидарность перед лицом общей угрозы – как говорил Мартин Лютер Кинг, «конечная ценность человека не в том, каким он является во время благополучия и успеха, а в том, какой он есть во времена испытаний и скорби».

Проведение Международного юридического форума в таких непростых условиях является одним из проявлений солидарности юридического сообщества, его способности к совместным и согласованным действиям.

Считаю необходимым сообщить о мерах по противодействию коронавирусной угрозе, которые приняты судебной властью, и о наших ближайших планах.

В текущих условиях вопрос осуществления правосудия обостряется – с одной стороны, суды являются точкой притяжения людей, кластером с высокой плотностью социальных коммуникаций; в этой связи защита жизни и здоровья людей в период эпидемии невозможна без ограничений работы судебной системы. С другой стороны, именно во время эпидемии обостряется необходимость рассмотрения дел, связанных с защитой права граждан на охрану здоровья, применением мер воздействия к тем лицам, которые нарушают режим самоизоляции и тем самым ставят под угрозу здоровье окружающих. Остаются и категории дел безотлагательного характера, которые несмотря ни на какие внешние условия требуют незамедлительного рассмотрения.

Таким образом, в сложившейся ситуации необходимо обеспечить баланс между двумя конституционными и международно-правовыми ценностями: с одной стороны – правом каждого на судебную защиту и беспрепятственный доступ к правосудию, а с другой – правом на охрану жизни и здоровья. Это сложная проблема, которую еще предстоит осмыслить теоретикам права, ведь в мировой практике, да и в отечественной истории государства и права нет аналогичных примеров и возможных алгоритмов решения такого рода проблем. Даже главы некоторых иностранных государств, судя по средствам массовой информации,  пребывали первое время в состоянии  растерянности.

Столкнувшись с серьезной опасностью распространения новой коронавирусной  инфекции на территории многих государств, мировая общественность пытается сформулировать ответы на вопросы о реализации функций государства, в том числе судебной, в сложившихся условиях.

Почти всех волновал вопрос, как будет работать судебная система в условиях нормативно закрепленной «самоизоляции».

Судебная власть в Российской Федерации в лице Верховного Суда и Совета судей оперативно отреагировала на сложившуюся ситуацию, взяв на себя ответственность за организацию работы судов в это непростое время.

Было принято совместное постановление Президиума Верховного суда РФ и Президиума Совета судей РФ 18 марта 2020 года, которое затем получило свое развитие и конкретизацию в их совместном постановлении от 8 апреля 2020 года.  

Принимая соответствующее решение, мы опирались на часть 1 ст. 46 Конституции РФ, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во исполнение этих конституционных положений правовым основанием для ограничения работы судов стал Федеральный закон от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статья 14 которого возлагает на все организации, в том числе и на суды, обязанность  принимать решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников соответствующей организации и иных граждан.

При введении таких мер главными ценностями, по нашему мнению, являются жизнь и здоровье участников судопроизводства, которые подвергнутся серьезной опасности, если не будут приняты меры, ограничивающие социальное взаимодействие.

Необходимо также обеспечить соблюдение Указов Президента Российской Федерации и постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которые являются подзаконными актами и носят общеобязательный характер.

Кроме того, в субъектах Российской Федерации введен режим повышенной готовности, выражающийся, в том числе, в максимальном ограничении передвижения граждан для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (режим самоизоляции), при котором граждане по объективным причинам не имеют возможности в полной мере реализовывать принадлежащие им процессуальные права и исполнять возлагаемые на них судом обязанности (включая явку в суд, сбор и предоставление доказательств, получение квалифицированной юридической помощи и т.д.).

С опорой на такую нормативно-правовую базу было принято решение приостановить личный приём граждан в судах и рекомендовано подавать документы через электронные интернет-приемные судов или посредством почтовой связи.

Для соблюдения права на доступ к правосудию судам предписано обеспечить своевременные приём, обработку и регистрацию документов, поданных в суды посредством почтовой связи и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа; рекомендовано рассматривать дела и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности, дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.

При этом нельзя не учитывать, что Российская Федерация – огромная страна, и в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации в конкретном регионе введены различные правовые режимы повышенной готовности с разным объемом ограничений. Недопустимо, что называется, «стричь всех под одну гребенку».

Кроме того, невозможно составить полный и исчерпывающий перечень категорий безотлагательных дел: в зависимости от конкретных обстоятельств одно дело может быть признано безотлагательным, а другое дело со сходной правовой природой, но иными фактическими обстоятельствами, напротив, не требует срочного рассмотрения.

Поэтому мы посчитали возможным с учётом обстоятельств дела, мнений участников судопроизводства и условий режима повышенной готовности, введённого в соответствующем субъекте Российской Федерации, предоставить суду  возможность самостоятельно  принять решение о рассмотрении дела, которое с точки зрения формальных критериев не подпадает под категорию неотложных.

К категориям дел безотлагательного характера, в частности, надлежит относить дела, связанные со срочным оказанием медицинской помощи, защитой основополагающих и жизненно важных прав и законных свобод человека, иные споры, нерассмотрение которых в срочном порядке может привести к таким последствиям для участников судебного производства, которые невозможно будет исправить в будущем – то есть к необратимым последствиям (ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При определении возможности отнесения дела к категории безотлагательных необходимо учитывать также такой критерий, как значимость исхода дела, которое требует ускоренного рассмотрения. К таким особо значимым относятся дела о возмещении ущерба здоровью, а также дела, в которых участники процесса в силу состояния здоровья рискуют не дождаться окончания судебного разбирательства; семейные споры о детях, лишении родительских прав, отобрании детей при угрозе их жизни и здоровью; дела о гражданском состоянии, лишении или восстановлении дееспособности; споры, возникающие из трудовых правоотношений.

Разрешая вопрос о том, носит ли конкретное дело безотлагательный характер, судам следует учитывать, что помимо права на жизнь и здоровье Конституцией Российской Федерации гарантируются и иные права, баланс между которыми должен быть соблюдён.

Нет препятствий также для досудебной подготовки и рассмотрения тех дел, участники которых выразили согласие на рассмотрение дела в их отсутствие, если их личное участие в судебном разбирательстве не является обязательным.  

То же самое касается и рассмотрения дел в порядке приказного и упрощенного производства – это так называемое «письменное производство», которое осуществляется путем обмена документами между сторонами и судом, без проведения очного судебного разбирательства.

В связи с этим обращаю внимание на то, что большинство дел рассматриваются судами  именно в приказном и упрощенном порядке – это порядка 77% гражданских дел, 90% административных дел и более половины экономических споров. Таким образом, даже в это непростое время суды рассматривают подавляющее большинство поступающих дел благодаря широкому применению  «письменного производства», развитие которого стало возможным благодаря законодательным инициативам Верховного Суда.

Судам рекомендовано при наличии технической возможности инициировать рассмотрение дел путем использования систем видеоконференц-связи. С учётом конкретных обстоятельств дела и с согласия участников судопроизводства допускается рассмотрение дел с использованием онлайн-сервисов, обеспечивающих возможность установления личности участника процесса и осуществления им процессуальных прав, установленными законом, в том числе права давать объяснения, представлять свои доводы и возражения по всем возникающим в ходе судебного заседания вопросам, заявлять ходатайства, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, принимать участие в исследовании доказательств и т.д.  

Суды кассационной и апелляционной инстанции с учётом мнения лиц, участвующих в деле, и обстоятельств дела могут рассматривать дела по письменным доводам и возражениям сторон, за исключением случаев перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

По всем остальным категориям дел суды откладывают их рассмотрение до снятия введенных ограничений и появления у граждан и бизнеса возможности участвовать в судебных заседаниях в общем порядке.

В период распространения новой коронавирусной инфекции неограниченный допуск граждан в залы судебных заседаний создает угрозу жизни и здоровью людей, обессмысливает требования самоизоляции и социального дистанцирования.

В связи с этим для защиты конституционного права граждан на охрану жизни и здоровья рекомендовано ограничить доступ в суды лиц, не являющихся участниками судебных процессов по делам, находящимся на рассмотрении суда.

При этом судопроизводство не становится закрытым для общества – гласность правосудия в период действия ограничительных мер обеспечивается обязательной публикацией судебных актов в Интернете, возможностью направлять в суд запросы с целью получения информации об их работе, правом сторон осуществлять аудиофиксацию судебного разбирательства, для которой не требуется разрешения судьи. Нельзя забывать и о получении сторонами копии судебного решения, возможности с разрешения суда осуществлять видеозапись судебного процесса.

Таким образом, системные меры, предусмотренные в совместных постановлениях Президиума Верховного Суда и Президиума Совета судей, позволили обеспечить необходимый баланс конституционных ценностей, с учетом которых правосудие осуществляется в период противодействия эпидемии.

Историческая уникальность текущего момента состоит в том, что ограничения в работе не только судов, но и целого ряда других организаций, впервые вводятся в «мирное время». Убежден, что граждане и бизнес с пониманием относятся к принятым мерам – беспрецедентная угроза требует беспрецедентного реагирования, а «мирное время» кажется мирным только на первый взгляд, ведь борьба с вирусом в XXI веке – это своего рода война, которая ведется с невидимым врагом.

Нами изучен опыт противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в других государствах – результаты соответствующего обобщения опубликованы на сайте Верховного Суда. Ограничения работы российских судов в полной мере соответствуют общей глобальной тенденции – рассматриваются только безотлагательные дела и дела, по которым не требуется личное присутствие сторон, при этом доступ граждан в суды ограничен или прекращен.

Важный вопрос, о котором заставляет задуматься сегодняшняя ситуация – это, конечно, дальнейшее развитие электронного правосудия. Возможность дистанционного участия в судебном процессе при помощи видеоконференц-связи, подачи документов в суды в электронном виде, ознакомления с «электронными делами»  – все эти инструменты сегодня востребованы, как никогда. Однако это не означает, что цифровизация судопроизводства необходимо внедрять исключительно для работы судов в кризисные периоды – напротив, сегодняшняя эпидемия лишь импульс к дальнейшей информатизации правосудия, внедрения новых технологий в повседневную судебную деятельность.

Как неоднократно указывал Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев, суды не могут и не должны оставаться в стороне от технологического прогресса. Именно поэтому в настоящее время во всех видах судопроизводства широко применяются современные технологии, благодаря которым граждане и бизнес могут дистанционно осуществлять свои процессуальные права.

На данный момент в Российской Федерации ежедневно рассматриваются более 1500 дел в режиме видеоконференцсвязи. При этом требуется нормативное закрепление многих технологических новаций, позволяющих ускорить судебный процесс и сделать его более эффективным. Например, целесообразно в рамках систем видеоконференцсвязи реализовать технологии распознавания лиц, что позволит сторонам участвовать в судебном процессе не только из суда по месту жительства или пребывания, но и, например, с рабочего места или из дома.

С 1 января 2017 года граждане и организации получили возможность направлять суду любые процессуальные документы в электронном виде, и эта возможность активно применяется на практике – например, в 2019 году граждане и организации направили в суды 1,5 млн. документов в электронном виде (в полтора раза, больше, чем в 2018 году).

Конечно, нельзя останавливаться на достигнутом. Мы будем развивать системы электронного обмена документами между судами, хранения данных, использование облачных технологий, возможности формирования «электронных дел», в том числе для дистанционного ознакомления сторон с материалами дела. Планируется создание суперсервиса «Правосудие онлайн», который обеспечит возможность подачи процессуальных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг и дистанционного участия в судебном процессе.

При этом развитие информационных технологий не должно привести к утрате правосудием «человеческого лица». Суды принимают решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, а также своим внутренним убеждением, учитывая целый ряд оценочных и ценностных критериев: принципы справедливости и гуманизма, требования разумности и добросовестности. Понимание таких общих категорий формируется у человека в процессе социализации, воспитания, становления личности – все это невозможно воспроизвести в программном алгоритме. Поэтому цифровые технологии не заменят собой суды, но станут удобным инструментом в руках участников судопроизводства, гарантией доступности правосудия.

Очевидно, что меры по противодействию распространению коронавирусной инфекции порождают и целый ряд иных юридических вопросов, в том числе о применении конкретных институтов процессуального и материального права: это вопросы исчисления процессуальных сроков, сроков исковой давности, исполнения гражданско-правовых обязательств, и другие. Кроме того, в целях охраны здоровья граждан внесены изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правоотношениях; принят пакет законодательных изменений в целях социально-экономической поддержки граждан и бизнеса.

В целях единообразного применения законодательства и упреждения ошибок Председатель Верховного Суда Российской Федерации направил в нижестоящие суды обращение с просьбой направлять в высшую судебную инстанцию вопросы, возникающие у судов в связи с применением законодательных изменений и иных мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции. По итогам изучения поступивших вопросов Верховный Суд примет необходимые разъяснения – вероятно, в форме Обзора.

Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что судебная власть Российской Федерации последовательно реализует все необходимые и сбалансированные меры по обеспечению работы судов в новых условиях, а сегодняшняя непростая ситуация несет в себе не только трудности, но и потенциал к дальнейшему развитию. Кризис – это время возможностей, время планирования. Поэтому убежден, что и суды, и юридическое сообщество выйдут из этого кризиса еще более сильными, солидарными и готовыми к совместной работе на благо России.

Спасибо за внимание.

 

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Краснодарского края

Вход

Забыли пароль?