Постановление президиума Совета судей Краснодарского края по вопросу отнесения должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включению должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА

СОВЕТА СУДЕЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

22 декабря 2017 года                                                                                      г.Краснодар

 

Президиум Совета судей Краснодарского края в составе:

председательствующего: Кисляка В.Ф.,

членов президиума: Дегтярева И.П., Непранова Г.Г, Николаева А.В., Свашенко С.Н., Хахалевой Е.В., Чикина Д.С.,

при секретаре – Ермоленко Д.А.,

с участием представителя Законодательного Собрания Краснодарского края – председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Горбань А.Е., руководителя департамента по обеспечению деятельности мировых судей Краснодарского края Буцкий О.И.,

рассмотрев информацию по вопросу об отнесении должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включению должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Согласно Постановлению Президиума Совета судей Российской Федерации от 04.10.2017г. № 595 «О выполнении п.6.2 Плана мероприятий по выполнению постановления IX Всероссийского съезда судей от 8 декабря 2016 года «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе», утвержденного постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 06.02.2017г. № 539», советам судей субъектов Российской Федерации поручено проработать вопрос об отнесении должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включению должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

В Совет судей Краснодарского края поступило поручение председателя Комиссии Совета судей Российской Федерации по связям с советами судей субъектов Российской Федерации Алексиной М.В. от 03.11.2017г. № 02/150 о направлении в адрес Комиссии мнения Совета судей Краснодарского края по данному вопросу.

В ходе изучения информации по данному вопросу установлено следующее.

Президиум Совета судей Российской Федерации в постановлении от 04.10.2017г. № 595 отметил, что согласно постановлениям VII, VIII, IX Всероссийских съездов судей статус мирового судьи, организационные, финансовые вопросы обеспечения его деятельности нуждаются в совершенствовании.

В России установлена единая судебная система, состоящая из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1 -ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Конституционные (уставные) суды и мировые судьи отнесены к судам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ).

Мировые судьи разрешают конкретные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, в основном на базе федерального законодательства, осуществляют правосудие именем Российской Федерации (ч. 2, ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ).

Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом (ч. 2, ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ).

Вступившие в силу постановления мировых судей, их законные распоряжения, поручения и т.д., также как и судей федеральных судов, обязательны для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 3, ст. 1 Федерального закона от 1 7 декабря 1998 г. N 188-ФЗ).

Государственная должность мирового судьи учреждена для непосредственного исполнения полномочий Российской Федерации - осуществления правосудия именем Российской Федерации, а не для исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового регулирования некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; а на уровне субъектов Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, наличие судов субъектов Российской Федерации со своей компетенцией предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Двойственная природа статуса мировых судей как судей судов общей юрисдикции, составляющих звено этой системы, и одновременно судей субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"), вызывает определенные трудности в разрешении вопроса законодательного отнесения должности мирового судьи к государственной должности Российской Федерации либо к государственной должности субъекта Российской Федерации.

Несмотря на определение статуса мировых судей как судей субъектов Российской Федерации, на них распространяются гарантии независимости, неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ). К ним не может быть применено соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации.

Судья федерального суда, обладая единым с мировым судьей статусом, включен в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 года № 32. Между тем, в вышеуказанном Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации должность мирового судьи не включена.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем законодательного закрепления единства статуса судей (ст. 3 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N ФКЗ-1 "О судебной системе Российской Федерации").

Отнесение должности мирового судьи к государственным должностям Российской Федерации, включение должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации позволит обеспечить единство судебной системы, исключить возможность регионального воздействия на осуществление правосудия, сохранить единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия именем Российской Федерации.

Реализация указанных изменений повлечет изменения порядка назначения мировых судей на должность, финансирования материально-технического обеспечения деятельности мировых судей за счет федерального бюджета, поступление работников аппарата мирового судьи на федеральную государственную гражданскую службу.

В настоящее время, порядок назначения и деятельности мировых судей устанавливается Законом Краснодарского края «О мировых судьях Краснодарского края» от 10.05.2000 года № 265- КЗ (в редакции от 10.04.2017года 3604-K3).

Часть 1 и часть 2 статьи 7 указанного закона предусматривает срок полномочий мирового судьи. Так мировой судья впервые назначается на должность на 2 года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на 5 лет.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей, а именно мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия, осуществляет орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий организационное обеспечение деятельности мировых судей Краснодарского края - департамент по обеспечению деятельности мировых судей Краснодарского края (Закон Краснодарского края от 21 октября 2015 года N 3255-K3 «О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края», принят Законодательным Собранием Краснодарского края 21 октября 2015 года (в ред. Закона Краснодарского края от 10.04.2017 N 3604-K3).

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим организационное обеспечение деятельности мировых судей Краснодарского края (в редакции от 10.04.2017 г. № 3604-K3).

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу (пункт в ред. Закона Краснодарского края от 10.04.2017 г. № 3604-K3). Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи утверждаются органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим организационное обеспечение деятельности мировых судей Краснодарского края. Положение об аппарате мирового судьи утверждается органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим организационное обеспечение деятельности мировых судей Краснодарского края ( пункт в ред. Закона Краснодарского края от 10.04.2017 г. № 3604- КЗ). Работники аппарата мирового судьи замещают должности государственной гражданской службы Краснодарского края (пункт в ред. Закона Краснодарского края от 08.06.2007 г. № 1253- КЗ). В соответствии с Законом Краснодарского края от 12.02.2007 года № 1203-K3 "О реестре должностей государственной гражданской службы Краснодарского края" (в редакции 10 апреля 2017 г.) должность помощника мирового судьи Краснодарского края (ведущая группа должностей), должность секретаря судебного заседания мирового судьи Краснодарского края, должность секретаря мирового судьи Краснодарского края (старшая группа должностей), включены в Раздел IX «Перечень должностей в аппарате мирового судьи Краснодарского края».

Унификации правового статуса мирового судьи потребует признания Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» утратившим силу, и внесения дополнений в Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Также необходимо будет внести изменения в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в части процедуры назначения мировых судей, предусмотрев назначение мировых судей на должность Президентом Российской Федерации на неограниченный срок полномочий.

Предполагаемая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» исключает из совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.

Данные положения потребуют внесения изменений, согласно которым финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение деятельности мировых судей будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета управлением Судебного департамента в Краснодарском крае.

Также согласно предполагаемым изменениям руководство деятельностью аппарата мирового судьи будет осуществлять сам мировой судья, работники аппарата мирового судьи будут являться федеральными государственными гражданскими служащими и замещать должности федеральной государственной гражданской службы.

 

По поручению Совета судей Краснодарского края департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Краснодарского края представлена информация о материально-техническом обеспечении деятельности судебных участков Краснодарского края.

По состоянию на декабрь 2017 года 198 судебных участков Краснодарского края располагаются в зданиях, предоставленных муниципальными образованиями Краснодарского края на праве безвозмездного пользования. Общая площадь занимаемых помещений составляет - 21317, 26 квадратных метра.

Для размещения 54 судебных участка, за счет средств краевого бюджета на 2017 год заключены государственные контракты (договоры) аренды помещений, на общую сумму - 40 081, 54 тыс. руб. На 2018-2019 годы запланировано выделение лимитов бюджетных обязательств на указанные цели по 45 000,00 тыс. руб. ежегодно.

В соответствии с законом Краснодарского края от 19.12.2016 № 3515-K3 «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на организационное и материально-техническое обеспечение судебных участков и мировых судей Краснодарского края предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме:

- на 2017 год - 464 836, 60 тыс. руб., в том числе: расходы на выплаты персоналу - 268 901,00 тыс. руб., закупка товаров, работ и услуг - 195 927,6 тыс. руб.;

- на 2018 год - 523 565,80 тыс. руб., в том числе: расходы на выплаты персоналу - 321 410, 80 тыс. руб., закупка товаров, работ и услуг - 202 100,00 тыс.;

- на 2019 год - 524 165, 80 тыс. руб., в том числе: расходы на выплаты персоналу - 321 410, 80 тыс. руб., закупка товаров, работ и услуг - 202 700,00 тыс. руб.

В настоящее время департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Краснодарского края совместно с Законодательным Собранием Краснодарского края проводится работа по размещению судебных участков мировых судей в помещениях, отвечающих требованиям инженерно- технических нормативов.

По состоянию на декабрь 2017 года в оперативное управление Департамента переданы здания и помещения в Новокубанском, Гулькевичском, Усть-Лабинском районах и городе-курорте Геленджик, общей площадью - 1661,3 кв. м.

В 2018 году планируется улучшить условия размещения судебных участков, расположенных в Кореновском, Щербиновском, Отрадненском районах, а также в городах Горячий Ключ и Туапсе.

 

Таким образом, в случае отнесения должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включению должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, на федеральный бюджет ляжет значительная финансовая нагрузка.

При этом очевидно, что вопросы обеспечения мировых судей служебными помещениями, их содержания и ремонта, невозможно будет разрешать также оперативно, как в настоящее время, что может создать некоторые трудности при отправлении правосудия и повлечет нарекания в первую очередь со стороны населения.

 

По просьбе Совета судей Краснодарского края Комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан изучен вопрос об отнесении должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации и включению указанной должности в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, а также предложения по данному вопросу, изложенные в Постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 04.10.2017 № 595, по результатам чего в Совет в письменной форме представлено мнение Комитета по данному вопросу.

Так, по мнению Комитета, не проработан вопрос по созданию судебных участков и должностей мировых судей в субъекте Российской Федерации, а именно: каким актом и кто будет описывать границы судебных участков с учетом административно-территориального деления, численности населения и нагрузки. В настоящее время численность должностей мировых судей и количество судебных участков устанавливается Федеральным законом от 29.12.1999 № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", а их описание — Законом Краснодарского края от 03.11.2000 № 326-K3 "О создании судебных участков и должностей мировых судей Краснодарского края".

На 2018 год в краевом бюджете на материально-техническое обеспечение мировых судей Краснодарского края предусмотрено 523 миллиона 565,8 тысячи рублей, включая дополнительное профессиональное образование мировых судей, оплату аренды помещений для размещения мировых судей (сейчас частично помещения предоставлены муниципальными образованиями в безвозмездное пользование, частично - аренда за счет средств краевого бюджета), финансирование расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (канцелярия, оргтехника, мебель), денежное содержание работников аппарата мировых судей. Следовательно, при отнесении мировых судей к государственным должностям Российской Федерации и работников их аппарата - к государственным служащим Российской Федерации, дополнительная финансовая нагрузка ляжет на федеральный бюджет.

Реорганизация департамента по обеспечению деятельности мировых судей Краснодарского края также потребует финансовых затрат, так как повлечет увеличение численности управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Краснодарском крае.

Помимо нормативных правовых актов, перечисленных в указанном Постановлении, необходимо будет внесение изменений в Указ Президента РФ от 04.12.2009 № 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации", а также Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не только в части исключения из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам сов­местного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопроса материально-технического обеспечения деятельности мировых судей (пп. 40 п. 2 ст. 263), но и исключения положения о том, что для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей (пп. "ф" п. 2 ст. 2611).

Председатель Комитета Горбань А.Е. в отзыве указал, что сложившаяся на сегодняшний день за почти два десятилетия практика назначения и материально-технического обеспечения мировых судей, работников их аппарата, зарекомендовала себя с положительной стороны и, возможно, требует точечного изменения законодательства в части унификации законодательства субъектов Российской Федерации в данном вопросе.

 

Советом судей Краснодарского края проведен опрос мировых судей края с целью выяснения их мнения по вопросу отнесения должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включения должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, в ходе которого были заданы 2 вопроса: о существовании необходимости изменения порядка назначения на должности мировых судей и существовании необходимости изменения срока полномочий мировых судей.

Обобщение полученных ответов показало, что большая часть мировых судей Краснодарского края считает необходимым реформировать действующий в настоящее время порядок назначения на должности мировых судей с целью его унификации с процедурой назначения на должности судей федеральных судов, однако связывают такую необходимость в первую очередь с необходимостью увеличения срока полномочий до аналогичного судьям федеральных судов – на неограниченный срок полномочий.

Отвечая на второй вопрос, все мировые судьи единогласно указали, что существует необходимость изменения срока полномочий мировых судей в сторону его увеличения или установления аналогично судьям федеральных судов – на неограниченный срок.

 

Таким образом, проведенный Советом судей Краснодарского края анализ показал, что организация деятельности мировых судей Краснодарского края находится на высоком уровне, а тесное взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, руководством муниципалитетов, позволяет оперативно решать возникающие организационные вопросы.

Практика назначения на должности мировых судей в Краснодарском крае показала свою эффективность и оперативность осуществления процедуры.

Вместе с тем, установленные федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края сроки полномочий мировых судей нуждаются в корректировке в пользу их увеличения.

Отнесение должности мирового судьи к государственным должностям Российской Федерации, включение должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации безусловно позволит обеспечить единство судебной системы, исключить возможность               какого-либо вмешательства и воздействия на процесс отправления правосудия со стороны органов власти субъектов Российской Федерации, сохранить единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия именем Российской Федерации, и устранить двойственную правовую природу мировых судей, однако повлечет существенное увеличение нагрузки на федеральный бюджет и создаст значительные трудности по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей на этапе реформирования института.

 

Обсудив информацию, президиум Совета судей Краснодарского края

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Довести до сведения председателя Комиссии по связям с советами судей субъектов Российской Федерации Совета судей Российской Федерации              Алексиной М.В. мнение Совета судей Краснодарского края по вопросу об отнесении должностей мировых судей к государственным должностям Российской Федерации, включению должности мирового судьи в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации.

 

 

 

Председательствующий                                                                                 В.Ф. Кисляк



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.